Икона с частицами мощей Святителя Иоасафа Белгородского Чудотворца

 

04/17.09 (1911-обретение мощей); +10/23.12(1754) 

С 17 сентября 1991 года мощи Святителя Иоасафа Белгородского находятся в 

ПРЕОБРАЖЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ ГОРОДА БЕЛГОРОДА

Житие Святителя Иоасафа, епископа Белгородского

 

Святитель Иоасаф родился в небольшом городке Прилуки Полтавской губернии 8 сентября 1705 года в день Рождества Пресвятой Богородицы в именитой дворянской семье Горленко. Нареченный во Святом Крещении именем Иоакима, родителя Пресвятой Богородицы, младенец Иоаким (впоследствии святитель Иоасаф) всегда находился под особым покровительством Пречистой Владычицы. Родители св. Иоасафа были очень богобоязненны и жили по всем правилам Православной Церкви. Отец - Андрей Димитриевич Горленко, был бунчужным, т.е. заведовал бунчуком - войсковым знаменем при гетмане Данииле Павловиче Апостоле, на дочери которого Марии Даниловне он и был женат.

Семейство Горленко в то время отличалось особой религиозностью, нищелюбием и благотворительностью. Воспитываясь в такой семье, молодой отрок Иоаким с ранних лет отличался большой религиозной настроенностью. Еще в годы отрочества Иоакима Милосердый Господь возвести Свою Святую волю о его будущем в чудесном видении, которое было явлено отцу Иоакима Андрею Димитриевичу. 
Однажды вечером он сидел на крыльце своего дома и вдруг, при заходе солнца, увидел стоявшую за горизонтом на воздухе Божию Матерь с Ангелом и у ног Их сына своего Иоакима, стоящего на коленях и приносящего Божией Матери молитвы. Потом он услышал слова Пресвятой Богородицы: "Довлеет Мне молитва твоя", и в этот момент слетел Ангел Господень и облачил Иоакима в архиерейскую мантию

На восьмом году жизни Иоаким был отправлен в Киевскую Академию для изучения наук и в особенности словесных. Благочестивый склад полумонашеской жизни в академии, обилие святынь в г. Киеве - матери городов Русских и особенно знакомство с иноками-подвижниками Киево-Печерскими - все это способствовало тому, что уже на 11-ом году своей жизни Иоаким Горленко возлюбил монашество, на 16-ом году жизни, ко времени окончания школьного образования, в нем утвердилось намерение быть монахом и всецело овладело его волею, а на 18-ом году жизни в Иоакиме окончательно созрела и утвердилась мысль об отречении от мира и принятии иночества.

В скором времени Иоаким оставил академию и удалился в пустынный и отличавшийся строго-подвижнической жизнью Киево-Межигорский Спасо-Преображенский монастырь, в котором и предался всецело монастырскому послушанию - подготовительной ступени к принятию монашества. Здесь Иоаким любил уединяться для молитвы в пещеру одной горы. Ревность молодого послушника к молитвенным подвигам, умерщвлению плоти и покорению ее духу доходила в это время до того, что он в продолжении искуса не вкушал даже вареной пищи, довольствуясь самой скудною, суровою пищею.

После 2-х годичного испытания подвижник Иоаким Горленко на 21 году жизни, 27 октября 1725 года принял рясофор и наречен был в иночестве Илларионом. 21 ноября, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 1727-го года 22-х летний Илларион, по отречении от всего мирского, великое пострижение в мантию с именем Иоасаф. В следующем году 6 января 1728 года, инок Иоасаф был посвящен в сан иеродиакона.
Спустя год, иеродиакон Иоасаф был определен учителем низшего класса Киевской академии. Три года продолжалось его послушание учителем.

В 1732 г.Киевскую Академию посетил вновь назначенный архиепископ Рафаил Заборовский. Иеродиакон Иоасаф приветствовал его стихотворной речью. Архипастырь заметил в Иоасафе Горленко высокие духовные дарования, приблизил его к себе и 13 сентября 1734 года назначил экзаменатором при Киевской кафедре, а 8 ноября того же 1734 года, на 30 году жизни, посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха.

 Будущий святитель Иоасаф начинает трудиться на ниве пастырского служения. Сначала в Киево-братском монастыре, а потом в Киево-Софийском кафедральном соборе. Архиепископа Рафаил , видя ревность и трудолюбие молодого пастыря, благословляет его (в 1737 году) на службу в довольно населенный Лубенско-Мгарский Преображенский монастырь игуменом обители.

Здесь молодой игумен явил себя трудолюбивым, справедливым, любвеобильным м весьма заботливым управителем Лубенской обителью. . В продолжении управления Лубенской обителью, как в предыдущее, так и в последующее время, игумен Иоасаф вел строго подвижническую жизнь. Будущему святителю в то время много пришлось поработать над восстановлением разрушенного хозяйства обители. Для возобновления главного монастырского храма и прочих зданий не было никаких средств и в 1742 г. игумен отправляется в С.-Петербург за сбором пожертвований на храм Божий. В С.-Петербурге игумен Иоасаф удостоился Высочайшего внимания Императрицы Елизаветы Петровны. Благочестивая Государыня, любившая церковное благолепие и усердно посещавшая храмы и монастыри, милостиво приняла просителя и приказала выдать ему на сооружение храма 2000 рублей. К числу причин, расположивших Государыню к пожертвованию на сооружение храма в Лубенской обители, нужно отнести трогательное и очень назидательное слово игумена Иоасафа о любви к Богу.

16 августа 1744 года по прямому указанию Императрицы Елизаветы Петровны был возведен в сан архимандрита и через некоторое время он был вызван в Москву, где 29 января 1745 года архимандрит Иоасаф был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, с оставлением за ним настоятельства в Лубенском монастыре.

За время служения в Лавре архимандрит Иоасаф явил себя весьма ревностным и полезным соработником ее настоятеля священно-архимандрита Лавры и архиепископа Арсения Могилянского. Испытывая телесные болезни, происходящие от чрезмерно строгой аскетической жизни, но не оскудевая духом, архимандрит Иоасаф с отменным усердием совершал здесь укрощение духовного своеволия, углублялся в постоянное служение Богу, восходил от силы в силу в личном подвиге, внутренней духовной борьбе и весьма много трудился на пользу вверенных ему святых обителей.

Но не долгим было служение архимандрита Иоасафа в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. 15 марта 1748 года состоялось высочайшее повеление о назначении архимандрита и наместника Иоасафа во епископа на Белгородскую епархию. 2 июня того же 1748 года благоговейный архимандрит Иоасаф был посвящен во епископа Белгородского и Обоянского. Рукоположение архимандрита Иоасафа было совершено в неделю всех святых, в С.-Петербургском Петро-Павловском соборе, в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны и Высочайшей фамилии.

6 августа 1748 года, в праздник преображения Господня, новопоставленный святитель Иоасаф прибыл в свой епархиальный город Белгород утром ко времени Божественной литургии. Несмотря на слабое здоровье свое и изнурение далеким путешествием из С.-Петербурга в Белгород, он совершил в этот день Божественную литургию в кафедральном Свято-Троицком соборе.

 Так начал свое архипастырское служение великий угодник Божий святитель Иаосаф. Исполненный глубочайшего смирения и любви к Богу и ближнему, он с великой ревностью и усердием принялся за бразды архипастырского служения.

С целью поднятия образовательного и религиозно-нравственного состояния приходского духовенства, преосвященный Иоасаф с первого года вступления на Белгородскую кафедру, несмотря на слабость здоровья, ежегодно совершал обозрение своей обширной епархии и останавливался не в покойных чертогах богачей, а в бедных хижинах крестьян или незатейливых домиках сельских батюшек. Получая приют в названных жилищах, святитель Иоасаф ночное время посвящал молитве, а утром, по совершении Божественной литургии, наставлял пасомых православно-христианской вере и благочестию.

Его можно было видеть то в Белгороде, то в Харькове, то в большом селении, то в захолустной деревушке. Особенно зорко бдительный святитель следил за тем, чтобы пастыри церкви Христовой были преисполнены глубокого благоговения к службам церковным и святыням.

Нередко руководимый таинственным предчувствием святитель Иоасаф вскрывал самые сокровенные помышления ближних. Однажды святитель собрал к себе в свой архиерейский дом священников от всех Белгородских и окрестных церквей. Между пастырями был один 130-летний старец-священник, на которого святитель Иоасаф и обратил свое внимание. Долгая жизнь, преклонная старость и согбенность старца возбудили святителя к дальнейшему исследованию его жизни. Любвеобильный и кроткий архипастырь Иоасаф побуждал старца-священника раскрыть пред ним совесть свою, принести покаяние во грехах.Старец-священник рассказал как в бытность священником в селе N в один какой-то праздник совершил раннюю Божественную литургию, опасаясь строгого телесного наказания от своевластного сурового помещика, он отслужил для него и позднюю (вторую) Божественную литургию, не смотря на то, что после проскомидии невидимый голос неизвестно откуда и от кого происходящий, говорил ему: "остановись, что ты делаешь?" Не дерзай, если же дерзнешь, проклят ты будешь". "Я, - говорил святителю Иоасафу священник, - не рассудил и дерзновенно ответил: "ты будь проклят" и продолжал как следует совершать по чиноположению. Святитель от такого объяснения содрогнулся и сказал: "Что ты сделал? Ты проклял ангела Божия, хранителя того места, оба вы связаны проклятием и доныне. Вот причина долголетия твоего". Ничего не сказал более тогда святитель, а оставив иерея на несколько дней у себя, приказал отыскать ему походную церковь.Рано утром преосвященный Иоасаф отправился с походною церковью за Белгород, где находилась ранее упраздненная деревянная церковь. Преосвященный повелел иерею-старцу совершить проскомидию, а по окончании последней, начать и Божественную литургию. Во время совершения литургии святитель стоял в алтаре на правой стороне. По окончании литургии, святитель подозвал старца-священника и повелел читать "ныне отпущаеши раба твоего, Владыко..." все до конца. По прочтении этой молитвы, архипастырь, благословляя старца-священника, сказал: "прощаю и разрешаю тебя от всех твоих грехов". Примиренный молитвами святителя с Богом, ангелом, охранявшим святый престол, и своею совестью, старец-священник в полном облачении стал слабеть и, опустившись под престолом, на котором только что принес умилостивительную Жертву, предал дух свой Богу. 

 В 1754 году, когда святитель приехал в село Замостье (ныне город в Харьковской области), в притворе местной церкви он обратил внимание на стоявшую в углу икону Богоматери, около которой были ссыпаны уголь и мусор. Владыка остановился и долго с благоговением смотрел на икону, потом, осенив себя крестным знамением, пал пред образом на колени и воскликнул: "Царица Небесная! Прости небрежность Твоих служителей, не видят бо, что творят".  "В образе сем, - сказал владыка сопровождавшему его благочинному, - преизобилует благодать Божия; в нем Пресвятая Владычица являет особое знамение Своего заступничества для этого села и всей страны". Святитель вошел в храм и указал место для образа Пресвятой Богородицы позади левого клироса и велел поставить его вместо находившихся там обветшавших икон. С того времени и началось прославление иконы, именуемой по всему югу России "Песчанской". Сооружение храма для нее на Песках и перенесение ее в новый храм, предвиденное святителем, состоялось только в 1826 году.

Имея безграничное милосердие и незнающую пределов любовь к ближнему, Святитель Иоасаф особенно отличался делами милосердия и благотворительности бедным и неимущим. Так, пред великими христианскими праздниками, он имел обыкновение посылать преданного себе келейника в жилища бедности, к лицам, известным ему крайней нищетой с подаянием (денег и одежды).
Все дела милосердия св. Иоасаф старался творить так, "чтобы левая рука не знала, что делает правая" (Мф. 6,3). Но Господь иногда открывал людям их тайного благодетеля. Однажды келейник по поручению Владыки, купив на базаре дрова, приказал извозчику отвезти их во двор бедной семьи, но не говорить от кого они присланы. Хозяйка дома, вдова с тремя малолетними детьми, хотела было узнать у извозчика, кто прислал дрова, но, подняв глаза вверх, увидела в воздухе "в сиянии" святителя Иоасафа.

Вся жизнь св. Иоасафа его была непрестанным служением Богу, непрестанным хождением пред Ним. Спасительное учение Христа было его родной стихией. Отражением аскетического духа, которым проникнута жизнь святителя Иоасафа, служил и внешний его вид, и все стороны его жизни. Приснопамятный святитель Иоасаф "имел вид постнический, облик несколько строгий, с выражением вдумчивой кротости, седые волосы и седую небольшую бороду". Строгий к другим, святитель был еще строже к себе. В домашней жизни он соблюдал строгую простоту и скромность иноческую. Строгость св. Иоасафа была выражением нравственной чистоты и строго аскетического настроения, проникавшего всю его жизнь.

Обладавший молитвенной настроенностью, которая доходила до пределов созерцания, блаженный архипастырь с обильными слезами совершал бескровное жертвоприношение. При бое часов святитель произносил молитву, которую сам составил и которая стала называться молитвой святителя Иоасафа Белгородского.
"Буди благословен день и час, в оньже Господь мой Иисус Христос мене ради родился, распятие претерпе и смертию пострада. О, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в час смерти моея прими дух раба Твоего, во странствии суща, молитвами пречистыя Матере и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Незадолго до своей кончины св. Иоасаф отправился в Киевскую епархию и в родной город Прилуки, для свидания с родителями. Прощаясь со своей Белгородской паствой, он сказал, что они уже более не увидят его живым, просил у всех прощения и в свою очередь сам всем простил и благословил.


Свидание св.Иоасафа с родителями было весьма трогательным. Почтенный старец-отец святителя, преисполненный радости, по случаю свидания с сыном-архиереем, хотел земным поклоном воздать должную честь сыну и вместе с тем признавал нужным соблюсти прерогативы, которые приличествуют отцу. Для осуществления этой цели отец святителя, встретивший сына своего при выходе его из кареты, нарочно уронил свою трость и, поднимая ее, поклонился до земли проходящему в это время святителю. Заметив такое действие родителя, святитель со слезами наклонился к ногам его и поспешил поднять трость отца. В этом родственном объятии встретились и облобызались почтительность сына к отцу и благоговейное уважение отца к сыну. 

Посетив свое родное гнездо, св. Иоасаф в середине сентября 1754 года отправился обратно в Белгород. Но по предсказанию святителя, Белгород ему не суждено было больше увидеть живым. Остановившись в селе Грайворон, где была его архиерейская вотчина, св. Иоасаф тяжело заболел и проведя более двух месяцев на одре болезни, приобщившись святыми Тайнами: покаяния, причащения и соборования, 10 декабря 1754 года в 5-м часу пополудни, тихо предал дух свой Богу, прожив 49 лет, 3 месяца и 2 дня.

В час блаженной кончины св. Иоасафа игумен Хотмыжского монастыря Исаия, во время послеобеденного отдыха видел следующее знаменательное сновидение. Будто он находился у архипастыря Иоасафа в Белгороде, причем святитель, стоя у окна, указывал ему на восток и на ярко восходившее солнце, сиявшее ослепительным светом, и сказал: "Как сие солнце ясно, так светло я предстал в сей час престолу Божию".15 декабря после заупокойной литургии в домашней церкви грайворонского архиерейского дома, тело почившего св. Иоасафа было отправлено в г. Белгород для погребения.

Два с половиной месяца после блаженной кончины св. Иоасафа честное тело его во гробе стояло открыто в Свято-Троицком соборе, не предаваясь тлению и не теряя обычного цвета и вида. В этом нетлении многие из верующих в Триединого Бога видели знамение благодати Божией, почивающей на святителе. Тело почившего архипастыря оставалось непогребенным до конца февраля 1755 года, потому что назначенный святейшим Синодом для совершения погребения честного тела св. Иоасафа Переяславский и Борисопольский преосвященный Иоанн Козлович был задержан разлитием рек.

Лишь 28 февраля 1755 года в сослужении многочисленного сонма пастырей церкви Божией, гроб с телом архипастыря-подвижника Иоасафа был поставлен в склепе (в юго-западной части Белгородского Свято-Троицкого собора), который был сооружен по повелению почившего святителя.

Спустя 2 года по погребении св. Иоасафа некоторые из духовных чинов кафедрального собора, зная святую жизнь архипастыря, тайно пошли в его усыпальницу и открыли гроб. При этом не только тело святителя было нетленным во всех своих составах, но и к самым одеждам его, покрову и самому гробу не коснулось даже малейшего тления, хотя и чувствовалась достаточная сырость в воздухе при открытии склепа. Слух об этом вскоре распространился повсюду, и стал привлекать к гробу святителя многих недужных, которые по совершении панихид о представившемся святителе допускаемы были к нетленным мощам его, и по вере своей получали исцеления.
Так жил, так трудился на ниве Христовой, подвизался подвигом добрым и почил в Господе Белгородский святитель Иоасаф, великий светоч православно-христианской веры.

 

Чудеса Святителя Иоасафа

Исцеление и примирение (в Декабре 1764 года)

ЗАЯВЛЕНИЕ
Крымской помещицы полковницы Марии Захаровны Хрущовой, урожденной Бекарюковой.
Отец мой генерал-майор 3axapий Иванович Бекарюков и родные братья его: Пров, Василий и Иоанн, имевшие богатые поместья в Корочанском уезде, где имели постоянное жительство, получившее по наследству от отца своего Ивана Ивановича Бекарюкова, от которых я неоднократно слышала следующее.. Означенный дед мой Иван Иванович Бекарюков, дружески был знаком с бывшим Белгородским Преосвященным Иоасафом, мощи коего почивают ныне в г. Белгороде. Преосвященный Иоасаф часто посещал живущего в деревне своей Бекарюковке, Корочанского уезда, деда моего Ивана Ивановича Бекарюкова. Бывши у него последний раз пред своим отшествием, неизвестно почему имели крупный разговор и расстались в неприязненном друг к другу отношении. По отъезде в г. Белгород Преосвященный Иоасаф, вскоре заболел и скончался. Узнав о кончине Иоасафа, Бекарюков был сильно огорчен, заболел и сделался недвижим, руки и ноги были сведены; в таком положении, Бекарюков приказал везти себя в Белгород, где внесли его на носилках в церковь, где покоилось тело Преосвященного Иоасафа; в таком виде у гроба Преосвященного Иоасафа, больной лежащий на носилках, по желанию его оставался в запертой церкви на целую ночь; утром, когда вошли в церковь, к прославлению Бога, увидели деда моего в слезах, стоящего на коленях здорового и приносящего Богу молитвы в благодарение. По возвращении деда моего Бекарюкова к себе в деревню, он предсказал через шесть недель свою кончину, сделав все распоряжения, в предсказанный им день скончался и погребен в ceле Бекарюковке, возле церкви.
Все происшествие мною сказанное может так же подтвердить родная другая внука Ивана Ивановича Бекарюкова, полковница Варвара Александровна Самарская, урожденная Хрущова, живущая ныне в Крыму, в г. Феодосии.
Полковница Марья Захарьевна Хрущева, урожденная Бекарюкова.
г. Харьков 17 апреля 1875 года.

Исцеление от лихорадки (38 июня 1789 года)

В 1789 году июня в первых числах, занемог я лихорадкой, которая жестоко меня мучила через день. Наконец принял я намерение просить о помощи Святителя Иоасафа, будучи твердо уверен, что Его молитвами избавлен буду от сей болезни. И 28 числа июня, в тот день, в который должно быть лихорадки пошел я из своей деревни Бессоновки в Белгород пешком, которая расстоянием от города 20 верст, в Троицкий Кафедральний собор, чтобы отслужить над Святителем Иоасафом панихиду. Пришел во время служения литургии. Тот день был торжественный, то в то время сказали мне, что служить панихиду нельзя, а можно отслужить после вечерни.
При окончании литургии почувствовал я в себе лихорадку-то и пошел в склеп ко гробу Святителя Иоасафа, и как скоро приложился к его руке, в ту же минуту престала во мне лихорадка и с тех пор уже не было.
 В вечеру того-же дня отслужил я над Преосвященным Иоасафом панихиду; не чувствовал тогда и слабости и стал совершенно здоров. В чем своеручно и подписался полковник Николай Фeдоров сын Озеров.

Исцеление припадочного (после оспы) мальчика (в 1795 г. перед Пасхою)

Имев жительство в собственном доме в Белгороде, в 1795 году, муж мой полковник Николай Федоров сын Озеров, по надобностям своим находился тогда в Москве, и в небытность его в доме в том году, февраля 20-го оный сын наш Алексей заболел оспой от рождения своего на 7-м году; тою же оспою и в то же время и еще были больные двое меньших наших детей: сын Федор и дочь Марфа, но оные дети перенесли сию болезнь благополучно, а у Алексея от оной болезни сделался жестокий жар. В продолжение онаго 22-го от оного же жестокого жара сделался в нем жестокий и терзательный припадок, которым руки у него и колени корчило к грудям, а голову гнуло назад, от которого мучения кричал он необыкновенным голосом, иногда его бросало с места, почему и принуждены его крепко держать, но он силою своею вырывался, вскакивал на ноги, |бегал по горнице и падал без чувств. Оное терзание продолжалось восемь суток безпрестанно. Видя сына моего безнадежна в жизни его, решилась я сделать долг христианский-приобщить Святых Христовых Таин и 1-го числа марта сын мой приобщен был Святых Таин Смоленской церкви священником отцом Тихоном Агнивцовым. В сем случае крайние мои приятели, бывши тогда в Белгороде, господин городничий статский советник и кавалер Андрей Фомин Мордовин с своею фамилиею, обще с мной в горести моей сострадали. Но с помощию Божиею всегда была крепкая моя надежда на помощь и ходатайство у Бога в Бозе почивающаго нетленно Святителя Христова Иоасафа. Хотя я и не могла сама тотчас по болезни сына моего отлучиться, а просила онаго господина городничаго супругу Марфу Сергеевну, что-бы она съездила в Кафедральный Троицкий собор отслужила над телом Святителя Иоасафа Горленко панихиду и привезла ко мне из полагаемой во главе Святителя несколько хлопчатой бумаги; почему она по просьбе моей и исполнила: отслужила панихиду и привезла ко мне от Святителя хлопчатой бумаги. Оной бумагой обтерла я сына моего всего; после чего через час припадок сына моего зачал уменьшаться, час от часу становился тише, наконец совсем утих и сын мой сделался недвижим и безгласен: глаза закрыл, но в лице у него безпрестанный был жар. В таком положении он был 12 суток. Потом положила я на себя обещание идти мне самой пешком к Святителю Иоасафу просить Его о исцелении онаго больного сына моего и 21 марта по утру рано пошла пешком в Кафедральный собор, имея при себе двух старших детей здоровых: сына Николая и дочь Анастасию. По приходе моем к соборной церкви, увидала я что церковь заперта: обедни еще не было; то я решилась не отлучаться от собора, пока кто придет из священников. На тот случай ехал онаго собора протопоп Иван Петрович Ильинский в консисторию, то я, остановя его, в отчаянности и горести моей со слезами говорила ему, что сын мой Алексей умирает, а моя надежда на Угодника Святителя Иоасафа, который может ходатайствовать у Бога исцелить сына моего, но по несчастно из священников здесь никого не нахожу. Ильинский, видя меня в слезах и отчаянности, подкреплял меня в моей горести и уважил мою просьбу- сам отслужил панихиду по Преосвященному Иоасафу в малой церкви онаго собора, над гробом Его. Потом со слезами просила онаго протопопа, чтоб он дал мне покрывало и пелену, чем закрыт был тогда Святитель Иоасаф и хлопчатой из гроба Его бумаги, которой бы я могла сына моего обтереть, и омыть покрывалом и пеленою его накрыть, через что уверена, что сын мой выздоровеет; то оный протопоп Ильинский видя меня в отчаянности, безотговорочно, все оное просимое мною мне дал, и я, получа оное, возвратилась опять пешком домой и нашла сына моего в одном положении, но только в лице уже бледнее. Я оной хлопчатой бумагою обтерла сына моего, покрыла оным покрывалом, а пеленою накрыла ему голову и лице. Потом села подле него. Посидя немного, слышу, что сын мой засапел как спящий; и так спал он с утра до вечера. Проснувшись зовет свою маму, что бы она к нему подошла и его посадила и велел меня к нему позвать. Я вошла к нему-он начал со мной говорить следующими словами: "матушка, чем вы меня обтирали и чем меня покрывали и что положили на голову и на лицо? Ах, как мне от того стало легко, что я заснул!" Я ему все рассказала, то он попросил меня, что бы три дня оное покрывало и пелену не отдавать, и чтобы всегда его оным покрывать. Посидя несколько просил сам, что-бы его опять положили и накрыли -оным покрывалом и пеленою, что я и сделала. Вскоре сделался у него пот чрезвычайный и продолжался весь вечер, ночь и до половины дня. Четверг и пятницу стало легче, в субботу просил, чтобы позволить ему походить и чтобы его поддерживали; и так водили его субботу, воскресенье, понедельник, вторник и среду на страстной недели сам стал ходить и праздник Светлого Христова Воскресения совершенно был здоров и оделся; только от онаго жестокаго припадка несколько времени оставалось трясение в руках, но и то миновало. И оный сын мои Алексей с того времени и по днесь совершенно здоров.
 Белгородская помещица-полковница Анна Алексеева дочь Озерова, урожденная Спиридова, подписалась своеручно. 1808 г.

Врачующая помощь Святителя воину (в 1792, 1798 и 1801 гг.)

Я, нижеподписавшийся, был одержим различными болезнями, как-то: в 1792 году февраля 29 дня, в бытность в Молдавии страдал от перелома левой ноги, в 1798 году от сильного заложения правого уха и сего 1801 г. марта 26 дня, от выломления правой руки. Точные получил исцеления от почивающего в Бозе, у святого Преосвященного Святителя Иоасафа Горленко и, находясь ныне здоров, свидетельствую cиe собственноручным моим подписанием. 1801 года апреля 5 дня. Курской губернии, уездного города Обояни, житель, капитан Павел Андреев сын Ананьин.

Явлениe Святителя (1800 г.)

1800 года января 28 дня, покойному моему родителю Афанасию Ивановичу Пузанову, который мне рассказывал, случилось следующее. Приехал он из Курска в Белгород, остановился у брата своего Ивана Ивановича Пузанова, бывшего тогда уездным судьею. После ужина, посидевши, легли спать. Покойный родитель мой в одной, а брат его с женою в другой комнате, люди в передней. Как чрез несколько времени, когда еще родитель мой не спал, а сидел на постели-необыкновенно и покое, передает о том: где как сидел-сделалось светло-уподобляясь огню; хотел он встать осмотреть эту причину, слышит походку человека и вдруг видит пред собою в полной архиерейской одежде преподобного Иоасафа; хотел встать, но он, угодник посадил опять и сам сел на стул подле кровати стоящем, разговаривал целых два часа, в которое время родитель мой tbodynbsp;Так начал свое аtbodyspan style=nbsp;В вечеру того-же дня отслужил я над Преосвященным Иоасафом панихиду; не чувствовал тогда и слабости и стал совершенно здоров. В чем своеручно и подписался полковник Николай Фeдоров span style=сын Озеров.рхипастырское служение великий угодник Божий святитель Иаосаф. Исполненный глубочайшего смирения и любви к Богу и ближнему, он с великой ревностью и усердием принялся за бразды архипастырского служения.span style=действительно не спал, и поговоривши, сказал угодник: "Прощай! Бог да будет с тобою", и тем же следом и таким же величеством вышел из комнаты. Родитель мой сказывал, что хотел записать все, но не нашлось чернила. И так, чтобы не забыть того, что разговаривали решился не ложиться до утра, но к сожалению, так его сон одолел; что заснул сидя, и когда по утру проснулся, все что говорили, не помнил и он сам забыл все, кроме последних слов: "Прощай! Бог да будет с тобою". Я считаю, что было cиe угодно Угоднику сокрыть то, что говорили, но еще помнит батюшка, что о чем то приятном говорил и что он во всю жизнь, так удовольственно не разговаривала.
Белгородскиий помещик артиллерии лейтенант Петр Пузанов.

Исцеление простудившегося слуги

1802 года марта 2-го числа, ехал мой дворовый человек Николай Семенов сын, из города Брянска и дорогою сделался весьма болен колотьем в боках и едва мог доехать в дом мой, состоящий Тимской округи, в село Михальполье и по приеtbodystrong /хид о представившемся святителе допускаемы были к нетленным мощам его, и по вере своей получали исцеления. /spanquot;матушка, чем вы меня обтирали и чем меня покрывали и что положили на голову и на лицо? Ах, как мне от того стало легко, что я заснул!зде тоже был отчаянно болен, и я велел ему, чтоб он обещание на себе положил ехать в Белгород на поклонение Святителю Иоасафу и через дней три после того выздоровел и сюда со мной приехал здоров, в чем свидетельствуя, подписуюсь.
Титулярный советник Князь Сергей Друцкой-Соколинский.

Портрет Святителя-памятник чуда (1803 г.)

В покоях Святителя Иоасафа, в гостинной, находится в юго-восточном углу портрет Святителя Иоасафа, по своему происхождению древний, писанный на полотне масляными красками; он имеет в вышину 32 вершка, а в ширину 18 вершков. Внизу изображения Святителя Иоасафа имеется следующая надпись: "Преосвященный Иоасаф Горленко родился 1705 года сентября 8. Принял монашество 1727 ноября 21. рукоположен во иеродиакона 1728 генваря 8. во иеромонаха 1734 декабря 8. произведен во игумена Лубенскаго монастыря 1737 июля 24. во архимандрита тоже .... монастыря 1744 сентября 14. Определен Сергиевой Лавры наместником 1745 генваря 24. по Именному Императрицы Елизаветы Петровны Указу Хиротонисан во Епископа Белгороду 1748 июня 2 дня. скончался: 1754 декабря 10 в слободе Apxиерейскаго дома Грайворон".
"1798 января 10 дня заболела и 1803 года, как только обещала изображение Святителя Иоасафа сделать, -тотчас начала выздоравливать в чем свидетельство даю сим Его изображением Елизавета Апостолова". А с правой стороны портрета, в верху имеется надпись: десятый Архипастырь, а вторый Епископ Белгородский Иоасаф Горленко.


Исцеление младенца от грыжи (в июле 1805 г.)

1805 года июля 21 числа, избавлен младенец Яков, от болезни; одержим был грыжею. По обещанию нашему панихиду отслужили над гробом; брали бумагу, сожгли и приложили. Он избавлен от сей болезни.
В этом и подписуюсь Марья Дурнова Рыльская помещица.

Исцеление от разлития желчи (в 1807 г.)

В 1807 году сделалась я больна спазмами-сливалась по мне желчь и продолжалась эта болезнь три года. Лечили меня доктора, но пользы никакой не имела. Но как скоро сделала обещание поехать в Белгород к святителю Иоасафу, то почувствовала некоторое облегчение. Прибыв в Белгород с несомненною верою, поклонясь нетленным мощам Святителя Христова Иоасафа, слезно просила о исцелении от оной тяжкой болезни моей и тогда-же почувствовала исцеление.
Курская помещица Действительная Статская советница Марфа Алексеева дочь Веревкина.

Исцеление заболевшей от испуга Княгини (в 1801 г)

Тимской помещице Княгине Катерине Друцкой Соколинской в 1880 году приключилась от испуга жестокая болезнь и продолжалась целый год-тоскованием сердца и всегдашним страхом от какой болезни пришла в такую слабость, что не могла ходить и не вставала. Bсе пособия лекарствами не имели ни малейшей пользы; лишилась при том сна и не употребляла почти вовсе пищи, к сей болезни приключилась наконец лихорадка с горячкою, которая продолжалась около трех месяцев и таковые болезни совокупились вместе лишили больную всей надежды к выздоровлению. Но по воли Всевышнего угодно было вложить в мысль больной обещаться ехать в Белгород на поклонение к нетленным мощам угодника Божия Преосвященного Иоасафа Горленко, что в скорости и выполнила, и велела везти себя больную в Белгород, а по приезде туда, когда началась литургия в церкви под коею почивают нетленные мощи, больная могла стоять на ногах и потом отправлена была панихида по Преосвященному Иоасафу. На другой же день больная почувствовала себя гораздо легче, и по приезде в дом свой из всех вышеописанных болезней не одной не чувствовала и совершенно сделалась здорова. Cиe случилось в 1801 году месяца мая. Служение отправлял соборный священник Григорий Логвинов.

Помощь в беременности (в 1803 г.)

С Княгинею Екатериною Друцкою Соколинской случилось такое чудотворение от нетленных мощей Преосвященного Иоасафа Горленко: быв беременною, почувствовала за два месяца до сроку муки к родам прежестокие и в течении двух месяцев cиe беспрестанно делалось так, что не было надежды как самой остаться живою, так и младенцу родиться; в настоящее время в таковом опасном положении прибегнула опять просить угодника Божия Иоасафа: что если будет жива сама и младенец родится во время и невредим и когда мужского пола, даст в часть ему имя Иоасаф и придет с ним на поклонение к мощам Преосвященного Иоасафа, что и случилось, что младенец был доношен до настоящего времени и родился невредим и наречен Иоасафом и по cиe время жив. Cиe случилось в 1803 году, в апреле месяце 12 числа. Писала своеручно сама Княгиня Катерина Друцкая Соколинская.

Исцеление лишившегося рассудка (от 1807 г.)

Тимской помещик Титулярный Советник Князь Серий Друцкой Соколицкий, по долгу христианскому и чистой совести свидетельствует о чудесах угодника Божия Преосвященного Иоасафа Горленко. Прошлого 1807 года в августе месяце дворовый мой человек Феодор Григорьев сделался больным и потом грезил сколько времени, лишился рассудка, но когда я ему (в минуту просветления) приказал положить на себя обещание быть на богомолении в Белгороде поклониться мощам угодника Божия, то весьма в короткое время пришел в прежние здоровьe и теперь находится благополучен.

Исцеление больного ногами (в 1808 г.)

А сего 1808 года, крестьянин мой Андрей Разнопов, с малолетства был ушиблен, от которого ушиба сделался горбат,-который крестьянин от боли лишился правой ноги, так что не мог и ходить и был бездвижен, а когда обещался быть на поклонении у святых мощей Святителя Иоасафа, то почувствовал опять прежнее здоровье и теперь благополучен.
Тимской помещик Князь Друцкой Соколицкий.

Исцеление малютки с обросшим волосами горбом (в 1807 г.)

Харьковской губ., Купянского уезда Помещецы жены Штаб-Ротмистра Варвары Егоровой Пузановой. Во благодарение и в прославление Святителя Христова Иоасафа бывшего Белгородского Епископа, считаю христианским долгом засвидетельствовать следующие два обстоятельства:
Родители мужа моего Штаб-Ротмистра Василия Петровича Пузанова, Петр Алексеевич Пузанов и Авдотья Евграфовна, урожденная Хлопова. имели полутора годового ребенка Василия совершенно болезненном состоянии с горбом на спине, обросшим волосами: иссох и три недели не принимал никакой пищи; в таком положении мать его Авдотья Евграфовна видела во сне Святителя Иоасафа, который сказал ей: "поезжай ко мне, в Белгород с больным сыном, отслужи панихиду и сын твой будет здоров''. В этот же день родители больного Петр Алексеевич и Авдотья Евграфовна собрались и поехали в Белгород, в собор, у мощей отслужили панихиду и вынесли ребенка совершенно здоровым. Горб на спине исчез, а через несколько дней и волосы, бывшие на горбу, уничтожились. При выходе из собора, ребенок не принимавший пищи, увидал женщин продававших бублики, указал рукой на бублики и съел несколько бубликов. Впоследствии времени служил в уланах; был в Турецкой и Персидской Кампаниях, вступил со мною в брак, имел четырех сыновей и одну дочь. Три года назад скончался 67 лет. Что все cиe сказано мною по долгу чистой совести справедливо, в том подписом моим удостоверяю: 1875 года, апреля 19 дня. Жена Василия Петровича Пузанова, Варвара Егоровна, урожденная Мечникова.
В том же удостоверяю сын Василия Петровича Пузанова - Поручик Петр Васильевич Пузанов.

Исцеление младенца от грыжи (в 1808 г.)

У Рыльской дворянки Натальи Левшиной вскорости от рождения был болен сын грыжею и уже так была опасна сия болезнь, что какия лекарства не употребляли, болезнь все прибавлялась. Но как скоро сожгли бумаги от преподобного Иоасафа Горленко и приложили к больному месту, то совершенно от сего получил сей младенец исцеление и до сего времени здоров находится. Панихиду отправлял соборный священник Димитрий Красницкий с причтом 1808 года июля 5 числа.

Исцелениe от лихорадки (в 1808 г.)

Будучи одержим лихорадкой, но по обещанию, Святителю и угоднику Иоасафу Горленко отправил панихиду, то чрез день после сего освободился означенной Изюмского уезда поручик Семен Дружинин.


Пойте хвалу Иоасафу святителю!
Слава заветов Христовых носителю
!