ЗАКОНЧИЛАСЬ РОСПИСЬ СТЕН В СВЯТО-УСПЕНСКОМ ХРАМЕ

18 Август 2011

«Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма» - Виктор Михайлович Васнецов.

Совсем недавно была закончена роспись Свято - Успенского храма.  Этого события ждали много лет. Прихожане переживали, когда же работа продолжится, молились о художниках. И вот теперь на их глазах росписи были завершены. Для многих людей это была уникальная возможность наблюдать работу художника-монументалиста, видеть, как рождается, уточняется и обретает законченные черты образ. Возможно, для кого-то это созерцание труда иконописца в непосредственном соседстве, когда буквально на глазах рождалась стенопись, станут толчком к выбору профессии. В любом случае, впечатления от увиденного останутся на всю жизнь.

Работа  над созданием внутреннего убранства началась около 15 лет назад. Тогда  художник Сергей Петров занимался росписью иконостаса. А уже потом  мастера приступили к настенной росписи.

- Почему так долго  продолжались работы? - спрашиваю у  Сергея, руководителя всего проекта.

- Дело в том, что мы работаем сразу в нескольких храмах не только в России, но и в Белоруссии. Да и работы останавливаются по разным причинам. То финансирование заканчивается, то срочно  просят приехать на другой объект. Конечно, нужно проводить хоть сколько-то времени дома.

В наш город мастер приезжает из Белоруссии. А работает по благословению архиепископа Витебского и Оршанского в России от Москвы до Калининграда, в храмах  Белоруссии. Росписью и иконописью Петров занимается уже более двадцать лет.

- Первое мое образование мирское. После окончания учебы работал в Минске учителем рисования. Придя к Богу, задумался, что я могу сделать в своей жизни. И для меня вполне естественным стало желание посвятить себя написанию икон и стенописи. Но для начала нужно было выучиться этому ремеслу. Обучался у московского иконописца Владимира Седельникова. В качестве ученика принимал участие в росписи Тушинского храма в Москве. Учился писать образы. Изначально я работал как пейзажист. Пришлось изучать историю православной иконописи, знакомиться с работами мастеров этого жанра, и, конечно же, много работал.

- Расскажите, чем отличается роспись нашего храма от росписи других храмов?

- Стиль, в котором мы работали самый традиционный для  православного храма. Именно он используется для росписи стен в 16-17 веках. Правда, сюжеты были выбраны  не самые  распространенные в наши дни. Некоторые, например, «Сотворение мира», я пишу впервые. Другие, выбранные для Свято-Успенского храма, тоже встречаются очень редко.

- Вы всегда сами решаете, какие сюжеты будут изображены, или это  решают заказчики?

- Чаще всего именно заказчики предлагают свои варианты. Я могу только что-то посоветовать, предложить более удачный, на мой взгляд, вариант. Так случилось и здесь. Стоит заметить, что было интересно работать именно с этими сюжетами, которые мне еще не доводилось писать.

- А чем современная фресковая живопись отличается от древнерусской?

 - В древности расписывали стены пигментом, разведенным на воде, без связующего, по сырой штукатурке. Тогда сама штукатурка и является связующим, т. е. она впитывала в себя определенные пигменты и окрашивалась. Этим достигалась большая долговечность, краска не отшелушивалась от основы; впитавшись внутрь грунта части стены, она составляла с ним единое целое. Также  использовались клеи растительного или животного происхождения. Например – яичный желток. В нем растворяли натуральные природные красители, и смесь использовалась как краска. Сейчас такие краски используются только для написания икон.

Нынешним художникам приходится работать, как правило, не по кирпично-известковой кладке стены, или по камню с известью, как это было в древности, а по бетону с большим содержанием цемента. Это очень затрудняет использование классической фресковой техники, т. к. у бетона совершенно отличные от кирпича и камня физико-химические свойства. Как следствие - особое взаимодействие с грунтом и с красками. Для росписи по бетонным стенам были изобретены на рубеже XIX-XX вв. силикатные краски, а несколько позже — акриловые. В своей   работе мы использовали силикатные краски очень хорошего качества.

Эти краски достаточно прочно сцепляются со стеной, позволяют работать довольно долго, наносить много слоев краски друг на друга, а после высыхания можно промывать изображения водой, не нанося росписи повреждений. Эта техника, конечно, не дотягивает до классической фрески по тонкости неуловимых красочных переходов, но при реставрационных вмешательствах у неё есть очевидные преимущества перед темперной (классической) росписью.

Это основное отличие современной росписи от древней в области технологии, но ещё существует другое. Нам сейчас приходится лишь осваивать ту иконографическую, богословскую и культурную традицию, которой свободно владели художники средневековья. Здесь важна неторопливость, вдумчивая и ответственная работа и возвращение «к корням», подлинное возрождение традиций задача не одного поколения художников.

- Как долго сохранятся фрески в нашем храме?

-  Сохранность росписи зависит в первую очередь от сохранности основы, в данном случае — стены. Технические характеристики силикатных красок достаточно высоки, но опыт их применения не сравнить по времени со сроком жизни древних фресок. Кроме объективных свойств материалов для сохранности росписей важны условия содержания храма, температурно-влажностный режим, а именно - насколько грамотно проветривается и обогревается помещение. От этих условий зависит прочность сцепления красок с грунтом. Ещё важно исключить протечки воды снаружи здания в его стенах и кровле.

- Что ощущает мастер, видя результаты своей работы?

- Когда снимают леса — двойственное чувство. Перед тобой явно твоя работа, но увиденная как бы впервые, т. к. до сих пор ты видел её или вблизи, или с полу небольшими частями. И то, и другое совершенно недостаточно для целостного восприятия и оценки того, что получается. И потому при снятии лесов художник-монументалист, в отличии от создателей станковой картины или миниатюры, видит всю свою работу впервые, как бы долго он не трудился над ней и не привыкал к отдельным деталям. Это чувство всегда ценно своей неожиданностью.

- Какие у вас планы на ближайшее будущее?

- За время работы в Свято-Успенском храме вошло уже в привычку несколько месяцев в году проводить в Калининградской области. Теперь планирую начать работу в поселке Железнодороный. Так же, надеюсь, вернуться и в этот храм. Ведь работа закончена только внутри. Теперь на очереди  часовня, в которой сейчас ведутся ремонтные работы. Хотелось бы, чтоб пригласили расписать фасад храма. В общем, планов много. Будем работать.

Сейчас в Свято-Успенском храме  продолжаются строительные и ремонтные работы. Много дел еще впереди. Но одно из самых важных закончено. В храме, благодаря стараниям художников, удалось создать праздничную и торжественную литургическую среду, максимально приблизить действо евангельских сюжетов и образов святых к зрителям - прихожанам, сделать их «сопричастными» к происходящему.

  


 

 

 

 

 




назад к списку новостей