Танец живота - искусство, спорт или что-то иное? Отвечает настоятель Храма Успения Пресвятой Богородицы, иерей Георгий.

Дорогие братья и сестры!

В нашем городе православным христианам приходится часто сталкиваться с навязчивой рекламой студий восточных танцев. Может ли православный родитель безбоязненно отдать свое чадо в такую студию? Как к этому явлению он должен относиться? Это искусство, спорт или что-то иное?

Ведь каждый родитель, заботясь о гармоничном и всестороннем развитии своего чада, отдавая его в какой-нибудь кружок или секцию, желает уже с детства привить ему те или иные полезные навыки, которые пригодятся в будущей самостоятельной взрослой жизни. Какие же навыки и пользу принесут ребенку занятия в студии "восточных танцев"?

Рассмотрим историю вопроса. Во всем мире танец признается самым древним видом искусства. Разнообразием движений и жестами человек издавна передавал свое настроение, видение окружающего мира, душевное состояние. Во все времена танец был связан с бытом людей и их жизнью. Чтобы понять суть танца, надо изучить культуру народа, в которой он возник, познать его смысл. 

Танец живота (англ.belly dance) — западное название танцевальной техники, распространённой на Ближнем Востоке и арабских странах. На арабском языке он известен как Raqs Sharqi, на турецком — как Oryantal dans?, то есть "восточный танец".

Танец живота был привнесен в Египет из Индии цыганами приблизительно в X веке, а уж затем распространился по всему миру. Ни один религиозный праздник в Египте не обходился без танцев и музыки. В танцах египтяне возносили молитвы божествам, поклонялись святыням; он был связан с астрологией и астрономией. В танцах превозносился культ любовных похождений Озириса и Изиды. Т.е. мы видим, что танец живота имеет религиозное происхождение. С танцем живота был непосредственно связан и институт храмовой проституции. Ведь в древности понятия "любовь" и "плодородие" считались взаимосвязанными. Существовали в Египте и светские профессиональные танцовщицы, их называли "открытыми", поскольку раньше они стояли на улицах и площадях, показывая свое искусство. Многие из этих "открытых танцовщиц" зарабатывали себе на хлеб и как  куртизанки.

В Греции "светский танец живота" считался эротическим и дионисийским дарованием Терпсихоры (одной из девяти муз греческого пантеона). В Риме танец живота рассматривался как сексуальный и вызывающий .

Турция познакомилась с танцем живота в процессе раздела с Египтом. В турецкий гарем он вошел как средство, способствующее производить впечатление на мужа. Ведь в исламе разрешается многоженство, а значит очень боллезнено стоит вопрос, с какой из жен муж будет проводить следующюю ночь. Вот танец живота и помогает пробудить чувственость и желание у пресытевшегося разнообразием выбора мужчины.

Но одно дело танцевать перед законным мужем, а другое - на сцене, перед чужими мужьями. Это в христианстве имеет четкое и ясное определение - смертный (т.е. лишающий спасения) грех прелюбодеяния .... "Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. ... " Мф:5,28. И пускай со стороны танцовщицы ее танец - это искуство, для зрителей - это искушение на грех, ведущий к погибели души....

Тем более, что одежда танцовщиц традиционно была: короткий передник или пояс на талии, или прозрачное платье. Руки и ноги в браслетах, грудь в ожерелье, на голове лента или цветок. Разрешалось танцевать и без одежды, ограничений в этом плане не было.

На Запад восточные танцы пришли с середины XIX века, но частью развлечений западного мира они стали только в начале XX века, благодаря голливудским фильмам.

В Священном Писании танец живота ассоциируется с Саломией, дочерью Иродиады. Саломия своим танцем так угодила царю Ироду, своему приемному отцу, что он обещал исполнить любое ее желание. Саломия посоветовалась с матерью, а та потребовала на блюде голову ненавидимого ею пророка Иоанна Крестителя. Кстати, апологеты восточного танца очень гордятся силой воздействия искусства Саломии, приводят его, как положительный пример, хотя он таковым не является.

  

Голова Иоанна Крестителя,       "Саломия приносит голову Иоанна         Передняя часть главы святого этюд для картины                     Крестителя своей матери Иродиаде"    Иоанна Предтечи.  С 1206 г. "Явление Христа народу"             худ. В. Суриков, 1872 год                        хранится в соборе Notre-Dame худ. А. А. Иванов. (1806-1858).                                                                   d'Amiens (г. Амьен, Франция)

Таким образом, 

  • если родители хотят с детства развить чувственность своего ребенка, что приведет в дальнейшем к ранней половой жизни, абортам, болезням и бесплодию;

  • если они хотят, чтобы ребенок в совершенстве изучил искусство блудного обольщения, чтобы потом всегда имел возможность заработать хлеб насущный стриптизом и проституцией в западных и отечественных стрип-клубах и борделях;

  • если родители хотят чтобы ребенок никогда не узнал понятия целомудрия и верности, и не смог создать счастливую, полноценную семью;

то, пусть отдают своего ребенка в студию восточных танцев, но при этом помнят слова Христа: "Кто соблазнит единого от малых сих..., тому лучше было бы если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили бы его в глубине морской" (От Матфея 18:2,3,6).

Настоятель Храма Успения Пресвятой Богородицы, иерей Георгий.


Назад к списку